Вспоминать фильмы прошлых лет – дело хорошее и полезное для любителя кино, особенно, в том случае, если их создание становится предметом исследования в картинах, которые зрителю только предстоит увидеть. Громкие студийные премьеры всегда на слуху, чего не скажешь о менее масштабных, но не менее любопытных, которые частенько остаются без должного внимания. Сегодня пойдет речь о киноленте, которую, несомненно, стоит ждать, так как она расскажет историю документального проекта, ставшего первым обладателем премии Американской Киноакадемии в СССР. Фильм «Первый Оскар».

Исторические факты в основе сюжета.

Ноябрь 1941 года. Великая Отечественная война набирает обороты. Идут ожесточенные бои. Иосиф Виссарионович Сталин обращается к Ивану Григорьевичу Большакову — председателю Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР: «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, они его не выдержат и покатятся назад. Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм». Так начинается история создания первой военной полнометражной документальной ленты «Разгром немецких войск под Москвой».

Сказать, что лента создавалась в крайне тяжелых условиях – все равно что ничего не сказать. Если сейчас, в лучшем случае, для съемок военного фильма строят достоверные декорации, опираясь на хронику тех лет, а актеры общаются с ветеранами, чтобы правдоподобно изобразить тот ужас, что испытывали солдаты, то съемочной группе «Разгром немецких войск под Москвой» приходилось наблюдать войну собственными глазами. И не издалека, а непосредственно на поле боя.

Один из режиссеров фильма, Илья Копалин, делясь своими воспоминаниями о съемках, рассказывал, что по ночам, он и второй режиссер Леонид Варламов, обсуждали с операторами работу на следующий день, живя в подвальном этаже студии, а уже утром машины увозили операторов на фронт. Вечером те возвращались с отснятым материалом, но и в то же время с окоченевшими руками, так как в разгар боя ударили сильные морозы. От чего, к тому же, замерзал и механизм киноаппарата, который операторам приходилось на месте отогревать под полушубком. Бывали случаи, когда кто-то из съемочной группы не возвращался живым.

Но несмотря на все это, работа была завершена. Почти 84 тысяч человек пришло посмотреть документальный фильм в первый день его показа, 18 февраля 1942 года. Вскоре ленту адаптировали и для американского проката, где он демонстрировался под названием «Москва наносит ответный удар» («Moscow strikes back»). Фильм произвел столь сильное впечатление на Западе, что в том же году он получил премию Национального совета кинокритиков США за лучший документальный фильм. А уже в следующем году стал победителем на 15-й церемонии премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». И это был первый в СССР «Оскар», полученный с формулировкой «За работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».

Статья: Ставим на ожидание. Фильм Первый Оскар

Статья: Ставим на ожидание. Фильм Первый Оскар

Статья: Ставим на ожидание. Фильм Первый Оскар

Статья: Ставим на ожидание. Фильм Первый Оскар

Создатели картины «Первый Оскар»

За постановку военной драмы «Первый Оскар» взялся режиссер Сергей Мокрицкий («Битва за Севастополь»). По первой профессии Мокрицкий оператор, учился у фронтового оператора Александра Гальперина и снимал собственно фильм о том, как молодые ребята искали образ войны, войны жесткой и страшной.

Над сценарием работало два сценариста — Максим Бударин («Битва за Севастополь», «Девятаев») и Юрий Ненев. Собирательный образ фронтового оператора воплощают в фильме Антон Момот и Тихон Жизневский в ролях дипломников-операторов Альперина и Майского, отказавшихся от эвакуации ради направления на фронт, чтобы оказаться в пекле грандиозной битвы за Москву.

Реверанс Жизневскому: российский кинематограф в прошлом году закрутил страстный роман с Жизневским, который снялся залпом в хитовых отечественных лентах: скромный герой-пожарный в фильме-катастрофе «Огонь» 2020, прожженный журналист и московский гуляка в фантастической утопии «Топи» 2020, крутой питерский криминальный сыщик в комиксе «Майор Гром: Чумной Доктор», взорвавшем Netflix в 2021; теперь фронтовой оператор. На Московском МКФ 2021 он награжден хрустальной статуэткой премии «Аванс», призванной вдохновить начинающих актеров на будущие победы.

Российский этап съемок проходил в феврале-марте 2021 в Тульской области. Со слов Мокрицкого, здесь настоящий русский пейзаж практически не изменившийся с 1941 года. Зима была снежная с морозами до -37 градусов. Американская часть фильма строится вокруг противостояния Луиса Мейера и Дэвида Сэлзника перед церемонией вручения премии «Оскар» 1943 года. Сьемки американского блока ленты проходили в аутентичных интерьерах дома Уолта Диснея, в реальных ресторанах, кинотеатрах и театрах 20х−30-х годов, идеально сохранившихся в Лос-Анджелесе.

Продюсер фильма «Первый Оскар» Наталья Мокрицкая в интервью поделилась своим желанием увековечить данным фильмом работу операторов-фронтовиков. Отдать дань уважения их смелости и отваге. Ведь, чтобы снять лицо солдата, бегущего к врагу, операторам иногда приходилось бежать спиной к немцам. Что вышло у съемочной команды Мокрицкого – узнаем в феврале 2022 года. Естественно, если пандемия не станет причиной переноса.

Автор: Constance

Источник